tuully
У меня легкое обострение маньячества на почве Шекспира.
За последние дни пересмотрела четыре экранизации "Двенадцатой ночи". Старую, 1955 года, с Кларой Лучко и Бруно Фрейдлихом, чуть менее старую, 1979 года с Нееловой, Богатыревым, Табаковым, Райкиным и Вертинской, английско-ирландско-американскую экранизацию 1996 года с Хеленой Бонэм-Картер и совсем новый вариант, запись спектакля Глобус, 2012 год, со Стивеном Фраем в роли Мальволио.

обожемой.
Кушать много Шекспира вредо, думала я. Кушать Шекспира - полезно, поняла я!!!! Все четыре постановки АБСОЛЮТНО разные. Только имена и похожи. Характеры же - ооо, это вообще прелесть! все разные. Все неповторимы!!!

Начну с Лучко.
Ее Виола - вот убейте меня веником, но ее Виола - передовик производства. Целенаправленная, увлеченная строительством коммунизма девушка, которая точно знает, чего хочет. И действует! Виола вообще символ и знамя будущего феминизма, и в исполнении Лучко она очень точно этому образу соответствует. Мне очень нравится, что Виола-1 сама не подозревает, что влюблена в Орсино, это опять же очень в стиле передовиков производства.
Алла Ларионова в роли Оливии - красотка, но какая-то инертная, чуть вяловатая (я сейчас про характер). в общем, да простят меня шекспироведы, кошка. Ей тепло, уютно, она мурлычет. Разбудили - оцарапала. Разбудили и погладили - поняла, что царапаться не надо, можно мурлыкать вдвоем. Короче, мне кажется, что Оливия-1 играет с Орсино. Ей скучно, ей приторно, она всем довольна, Орсино никуда не денется, и поэтому эта Оливия, по большому счету, кукла, сидящая на почетном месте и взирающая на суету вокруг с доброй усталой улыбкой.
Очень хороши второстепенные персонажи. Сэр Тоби, сэр Эндрю в исполнении блондинистого Георгия Вицина, шут Фесте, Мария (голос у нее какой-то очень знакомый). В целом фильм красивый и уютный. Он добрый, милый, знакомый с детства. Пересматриваю его время от времени, собственно, именно благодаря ему я когда-то начала читать Шекспира.
не понимать. Понимать Ш. вообще я даже сейчас не всегда понимаю. Но читать.

Телеспектакль 1979 года.
Смотришь его - и понимаешь, что каждый из актеров - ЗВЕЗДА. Мега-звезды, в таком количестве, могут быть только в фильме мохнатых семидесятых, когда Табаков был стройным, Константин Райкин - блондином, Богатырев - в самом расцвете сил. А какова Вертинская! А Неелова! Смотришь на каждого - любуешься. Ну до чего же они все замечательные!
Но вот вчера я поняла, что при всей замечательности каждого из актеров Шекспир почему-то пропадает.
Кошмарны костюмы. Не, я понимаю, что от фильма 40-летней давности глупо ожидать парчи и спецэффектов, но вот даже когда я смотрела этот фильм двадцать лет назад (а может, и больше, сейчас уже не вспомнить), его матчасть мне тоже казалась ужасна. Почему Виола ходит в дерюжке? Почему Оливия в боа из драной кошки на проволоке?
Ну да ладно. Спишем на концепт постмодернизма.
и вот тут снова вопрос о характерах.
Оливия-2 (в исполнении Анастасии Вертинской) игрива, капризна, преувеличенно женственна. Как-то даже странно предпологать, что эта барышня семь лет сидит взаперти, людей не видит. Такой красотке нужен зритель. И в силу этого факта, выходит, она вцепляется крабьей хваткой в первого же мужчинку, который оказался в зоне доступности. Отчего не вцепилась в Орсино? да вцепилась. Понимает, что когда приблизит его к телу, игре придет конец, вот и держит на длинном поводке. А Цезарио ей подходит даже больше, ибо зависим, и с ним Оливия останется королевой.
Виола-2, в исполнении Нееловой, очень мальчишка. Странный комплимент очень красивой и женственной актрисе, но это так. Как дополнение к преувеличенно женственной Оливии такая Виола прекрасна. но сама по себе... Ну, озорство. ну, может, какие-то соображения, что надо на что-то жить, вот и нанялась к Орсино. Все прочее... вот как бы и всё. превозносить ее смелость, характер, делать символом феминизма, восхищаться ее намерением бороться за свою любовь - нет, не тянет.
Как-то странно. Каждый из актеров хорош, но вместе... это не Шекспир, это его постановка.

Фильм 1996 года.
Действие происходит в Иллирии, но почему-то на дворе начало 20 века и идет какая-то война. Народ ходит в военной форме, Антонио (капитан, спасший Себастьяна) рассказывает о призывной кампании, и прочее. Оливия живет в огромном поместье, и слуг у нее не трое (Фабиан, Мария, Фесте), а несколько десятков. Что делает Фесте - не обозначено, но в начале фильма, когда он возвращается в поместье, все ему очень радуются. Короче, патриархальная фантазия в истинном викторианско-эдвардианском стиле.
Потрясающе хороша Оливия в исполнении Хелены Бонэм Картер. Это единственный раз, когда я верю в ее искреннее горе по ушедшим родственникам. Оливия-3 бледная, печальная, одинокая. И внутренне сильная. Вот умеет же Хелена играть именно таких женщин! Причем именно играет. Мимика! жесты! с каким терпением Оливия признается, что она хозяйка дома в ответ на оправдания Цезарио, как она себя держит... блин, даже когда она просто прогуливается по парку - черт побери, вот это порода! умеет себя подать! Да, это дочь графов, и очень достойная женщина!
роль Виолы исполнила Имоджен Стаббс. ДЛя меня это имя мало о чем говорит, но Виола у нее получилась замечательная. Чуток избыточно феминизированная. Там, где Лучко остановилась, ибо не до прав женщин, пора трактором управлять, Стаббс начинает. Она с самого начала - женщина с собственным достоинством, и очень целеустремленная. Вот эта Виола действительно перевернет Иллирию, побьет хулигана, остановит войну, и прочее, потому, что она решила - так будет лучше.
Ее инициативность и боевитость восхищают.
Только в этом варианте экранизации я поняла, что Виола очень сочувствует, и в чем-то завидует Оливии. Оливия воплощает все то, что хотела бы для себя Виола - респектабельность, дом, привычный быт. Но Виола слишком энергична, чтобы сидеть и ждать, ее не устраивает семилетнее ношение траура, она предпочитает действовать. и этим-то и мужественна, этим-то и увлекает наседку-Оливию.
Хотя Оливия-3 отнюдь не наседка. Просто барышня викторианского воспитания.
Честно говоря, Шекспира я в этом фильме тоже не особо рассмотрела. Ибо как-то нет его там. Скорее, Дживс и Вустер, с оттенком печали и трагизма. Но в финале все хорошо, и слава богу.

Пьеса 2012 года.
ооооооооооооооооооооооооооооо...................
я не знала, что такое возможно. БЛИН. у меня нет слов. вот здесь видна ПЬЕСА, а не просто персонажи и известный сюжет. Каждое слово сыграно. Каждая пауза - со смыслом, черт ее укуси.
почти нет декораций. Нет ни огромного аббатства даунтаун на заднем плане, ни прыгающего по волнам кораблика и южного шторма. Дощатый пол. четыре скамейки. люк в полу. всё.
Костюмы. боже мой, какие потрясающие костюмы! желтые чулки с подвязками крест-накрест, наконец-то я поняла, как они должны выглядеть! Шляпы! прически! платья! ооооо!!!!!!!!
ладно, отставить шопогольные восторги. Платья - всего лишь платья.
какие актеры...
В старых традициях женщин на сцене нет. Играют джентльмены в пудре и париках. но, божемой, как они двигаются! какая мимика! когда Оливия-4 заскользила по сцене, я подумала, что Марк Райленс передвигается на каких-то колесиках, потому что так плавно передвигаться можно на коньках, на лыжах, но никак не пешком. Мария в исполнении Пола Чахиди - оооо, какая лукавая чертовка! Виола-4 в исполнении Джонни Флинна сначала шокировала. Нет, честно, у актера челюсть, которой можно дробить орехи, и никакая помада и пудра этого не скроют. да и голос несколько ненатуральный. Но, привыкнув, я поняла, что Виола получается отлично. Она пуглива, экзальтирована, чуток истерична, она - девушка лет 20, оказавшаяся вдали от дома, одна, и не знающая, как спастись в этом мире. Да, у нее есть некоторая энергичность и деловитость - она не падает замертво на берегу, а находит себе работу, и готова терпеть некоторые трудности, но это не знамя феминизма. Это в полном смысле слова комедийный персонаж, который вдруг обнаружил, что замешал крутую кашу, и не знает, как ее расхлебывать. Виола-4 в панике от любви Оливии, но еще более она в панике от чувств к Орсино, и еще трижды более паникует, ибо хочет все сделать правильно, и вроде бы делает, а получается - как всегда.
Потрясающе.
двусмысленность привлекательности Цезарио для Орсино,Цезарио - для Оливии, поцелуй Марии и сэра Тоби. Оливии и Себастьяна - брр. У меня нет слов, чтобы передать это впечатление. но я все-таки скажу. Это - образец того, как воображение берется за шею и выполняет команду "рядом", не отвлекаясь даже на лишний вздох. Виола всего лишь сидит на скамье, а Орсино - рядом. И это "рядом", под неспешную песню Фесте, совершенно лишено даже намеков на что-то, за что можно поставить рейтинг хотя бы +6. Но, черт побери, это любовная сцена. Без прикосновений. только взгляды и паузы.
Елки-палки. Умеют же люди СТАВИТЬ ПЬЕСУ.
Несколько слов об Оливии. Мало того, что ее играет мужчина, ему, как я поняла из Википедии, где-то к пятидесяти. Здесь мне хочется употребить крепкое выражение, потому что этот факт совершенно переворачивает всё, что я раньше думала, знала, и думала, что знаю, об Оливии.
Вообще-то, даже по фильму 1955 года я подозревала, что Оливия - не такая уж девчонка, что она, скорее всего, старше Виолы.
не думала, правда, что старше в два. а то и в три раза.
Но через некоторое время я забыла про "его" возраст.
Оливия-4 - очень целостная натура. Не скучающая красотка, не кокетка, не травмированная депрессией одиночка, а вполне себе Елизавета Английская, только чуть меньшего масштаба. Самодостаточна. Сама себе хозяйка. Знает, чего хочет от жизни. Приблизительно догадывается, как этого добиться. ДОбра, заботлива, и даже к пьянчуге-родственнику терпима. испытывает чувство вины перед Мальволио за розыгрыш, который устроили слуги. Прощает Фесте за прогулы. Прощает, между прочим, так, что он все-таки понимает - терпением этой леди злоупотреблять не стоит, то есть эта Оливия не тряпка и не дура, ой, далеко не дура.
а что влюбилась в первого встречного... так, извиняюсь, возраст. Гормоны взбунтовались.
и вот эта запоздалая влюбленность одновременно и комична, и перепрыгивает через трагизм сразу в высокие чувства. Когда Оливия хватает алебарду и бросается защищать Себастьяна - это не только уморительно смешно, это и урок дурочке-Виоле, что надо не только бороться за права женщин в средневековой Англии, но как-то и защищать свое достоинство, быть личностью целостной и самодостаточной.
Одним словом, Оливия на редкость хороша.
Мальволио - великолепен. Это Стивен Фрай с его четкой английской дикцией, кривым носом и неспешностью движений.
Сэр Эндрю здесь не молодой дурень, а наоборот, и наконец-то я прочувствовала этого персонажа. Это не просто ужимки К. Райкина, и не просто чрезмерная меланхолия Вицина, это текст. который хорошо сказан и хорошо представлен.
Орсино - о, каков Орсино! нет слов.
Но все-таки придется найти их для Себастьяна. В его роли - Самюэль Барнетт ( он же - Дирк Джентли из сериала с Элайджа Вудом). Поначалу я приняла Себастьяна за Виолу, и лишь потом, приглядевшись, поняла, что роли исполняют разные люди. Но издали - совпадение полное. При том, что Флинн не акцентирует женственность, а Барнетт не усиливает мужественность. Они действительно похожи! повадками, манерами, речью... И только в сцене с дуэлью понимаешь, что люди-то разные. ха!
И Себастьян здесь, в этой пьесе, не просто дурачок, который женился на впервые встреченной красавице, уступая ее желанию (то есть потенциальный подкаблучник и немножко подхалим). Он действительно влюбился. А что леди чуток странная - так ничего, любви и странные люди достойны. И будет бороться за свою любовь не меньше, чем Оливия, и даже больше, чем Орсино, любитель длинных поэтических эпистол.
Одним словом, постановка оказалась великолепна.
Желаю вам с ней познакомиться!!!

@темы: кино