tuully
Продолжаю читать Агату Кристи

"Смерть лорда Эджвера" - роман 1933 года
Завязка скорее для социального, а не детективного произведения - начинается не сценой преступления, и не признанием преступника (хотя, конечно, это же дама Агата, она любит пошалить), а как зарисовка из жизни светского общества Англии 30х годов. Театр, мода, искусство, умные разговоры, спорт... И матримонии - еще одна разновидность исключительно английского спорта. Удастся ли актрисе С. сохранить брак с лордом Э.? Удастся ли актрисе А. прожить долгую и счастливую жизнь?
Если бы я не знала Пуаро и Гастингса по предыдущим книгам, по этому роману я могла бы в них влюбиться. Пуаро экзотичен и очень буржуазен - не ручаюсь за точность цитаты, но именно в этом романе он показывает свое отношение к убийству. Очень показательное на фоне отношения Гастингса, который, как ни крути, то восхищается леди Эджвер, то эпатирован признаниями Рональда Марша, то шокирован смертью некоего актера. Пуаро очень эмоционален - что отличает его от множества других детективов, того же Шерлока Холмса, или Ниро Вульфа, да и вообще, как-то прижился у нас в культуре образ гения как человека рационального, не подверженного сильным чувствам. Так вот, прелесть Эркюля Пуаро как персонажа именно в том, что он эмоционален и искренен. Он бурно переживает свое фиаско, искренне сочувствует Карлотте Адамс и ее сестре Люси, соучаствует переживаниям Сильвии, Аделы, мисс Кэрол... Одним словом, Пуаро человечен.
При этом - вот она, буржуазность характера! - относится к убийству в высшей степени рационально и деловито. Пуаро не может восхищаться убийцей, он сосредоточен на том, чтобы убийство больше не повторялось: он в высшей степени профессионален. его "ремесло" состоит в том, чтобы разгадать загадку, и он целиком отдается поставленной задаче. Сочувствие к убийце? Пфф, Пуаро такими глупостями не грешит.
Именно гордость ремесленника, удачно и хорошо справляющегося с поставленной задачей, и отличает Пуаро в этом романе.
Теперь об убийце.
Для Агаты Кристи вообще очень важен вопрос, как становятся убийцей. В ранних романах убийца - зажравшийся, обнаглевший от безнаказанности суперзлодей, который просто человек плохой породы. Тот же "полковник" из "Человека в коричневом костюме" - он позиционирует себя, как злодея по собственному моральному выбору. Типа, с самого начала хотел денег, и предположил, что именно его криминальные наклонности и таланты позволят ему быстро сколотить состояние.
С каждым годом, с каждым новым романом, дама Агата все точнее и кропотливее в создании портрета злодея. В "Смерти лорда Эджвера" убийца - существо изначально безнравственное, не признающие социальных норм и правил, и сосредоточенное исключительное на себе.
При этом - убийца своего рода инвалид. Потому как в принципе не может осознать свою ущербность по сравнению с остальными людьми.
Вот эта жестокость, безнравственность - и показаны самым отличным образом.
Причем - спойлер! - жестокость, показанная Кристи, не того сорта, как показывали в российских сериалах начала 00 годов, то есть эту черту характера показывают без бомжеватости и даже без крыс. Только жемчуг, модные шляпки и застольные беседы. Ха.

Сейчас я на начале пятого тома. "Почему не Эванс?"
Очень люблю этот триллер. Да, сюжетец частично притянут за уши, Бобби и Франки очень похожи на Томми и Тапенс, и убийца тут... если уж сравнить его с убийцей из предыдущего романа - существо опять же безнравственное, да, но исключительно обаятельный и милый.
Ну, своеобразно милый.
а вообще, интересно перечитывать любимые книги несколько лет спустя. Кто-то из нас определенно изменился - то ли текст, то ли читатель...

@темы: Чтение, мысли вслух